Дорога жизни блокадного Ленинграда

В Петербурге и Ленинградской области есть много памятников, посвященных Великой Отечественной войне, неразрывно связанных с блокадой Ленинграда.

Особое значение занимает Дорога жизни.

По какой дороге проходила Дорога жизни

Дорога жизни проходила по нескольким участкам.

24 ноября 1941 года вышло постановление военного совета Ленинградского фронта о постройке к 30 ноября зимней фронтовой автомобильной дороги по маршруту станция Заборье — Серебрянская — Великий Двор — Лахта — Никульское — Шаньгово — Ерёмина Гора — Новинка — Ямское — Карпино — Новая Ладога — Кобона.

Дорога длиной 308 км стала именоваться Военно-автомобильной дорогой № 102.

22 февраля 1942 года ВАД № 101 переименовали в ледовый участок военно-автомобильной дороги № 102.

После контрнаступления советских войск под Тихвином и освобождения железной дороги Волхов — Череповец 20 декабря 1941 года вышло постановление Ленинградского фронта, предписывающее перенести перевалочную базу в Тихвин. Соответственно и маршрут дороги изменился на Тихвин — Красная Нива — Новая Ладога — Кобона.

С конца декабря для перевозок стала использоваться железная дорога на участке Колчаново — Жихарево. Прямые железнодорожные перевозки из Тихвина до Жихарева были невозможны из-за разрушенных железнодорожных мостов на освобождённой территории.

В Ленинград грузы из Тихвина следовали сначала автотранспортом до станции Колчаново, затем до станций Войбокало или Жихарево — железнодорожным транспортом, оттуда через Лаврово и далее по ледовой дороге автомашинами и гужевым транспортом до Осиновца, а из Осиновца по железной дороге в Ленинград.

Для разгрузки напряжённо работающей Ириновской железнодорожной ветки, которая шла от западного берега озера в Ленинград, некоторая часть грузов стала доставляться в блокированный город прямо на автомашинах. В связи с этим 1 марта в состав ВАД № 102 вошли две дороги, соединявшие Ленинград с Ладожским озером и находившиеся ранее в ведении автодорожного отдела фронта. По одной — через Борисову Гриву, Лепсари, Приютино, Ржевку автотранспорт двигался в Ленинград, по другой — через Ржевку, Романовку, Пробу, Ириновку из города.

Ниже на карте схематично отображены указанные участки Дороги жизни.

По Дороге жизни на машине. Маршрут самостоятельной экскурсии

В этой статье внимание будет уделено участку Дороги жизни от границ сегодняшнего Санкт-Петербурга до Осиновецкого маяка.

Удобнее всего ознакомится с памятниками расположенными по Дороге жизни на личном автомобиле.

В настоящее время Дорога жизни является региональной трассой 41К-064 (бывш. А128). Протяженность этой трассы — примерно 44 км. Именно это расстояние нужно проехать, чтобы увидеть все памятные места и доехать до Осиновецкого маяка, неподалёку от которого расположен «Музейно-мемориальный комплекс «Дорога жизни».

В настоящее время полностью восстановить маршрут по действующей в годы войны Дороге жизни невозможно. От Ленинграда до Осиновца проселочная дорога военных дней лишь приблизительно совпадает с современной трассой А-128. Говорят, что в военные годы приближаясь к Ладожскому озеру, основная дорога расходилась на множество лесных дорожек и проездов.

Как попасть на Дорогу жизни

Выехать  на «Дорогу жизни» можно с Рябовского шоссе.

0 километр «Дороги жизни» находится рядом с КАД. Чтобы увидеть памятный километровый столб «0-й километр», надо съехать с Рябовского шоссе. Всего вдоль шоссе установлено 46 памятных столбов.

Памятный знак «Регулировщица»

Недалеко от 0-го километра расположен памятный знак «Регулировщица»

Мемориальный комплекс «Цветок жизни»

 На 3 километре находится мемориальный комплекс «Цветок жизни», созданного в память о погибших в блокадном Ленинграде детях.

В состав мемориала входят: памятник «Цветок жизни», аллея Дружбы, и траурный курган «Дневник Тани Савичевой», состоящий из восьми стел — страниц блокадного дневника.

Одиннадцатилетняя ленинградская школьница Таня Савичева сделала первую запись в дневнике 28 декабря 1941 года… Девочка уже была не способна на живые эмоции, детская рука просто фиксировала страшные «визиты» смерти в их дом. Семья Савичевых погибла, а Таню эвакуировали из блокадного города. Она умерла 1 июля 1944 года в  Горьковской области.

Совсем рядом с мемориалом можно увидеть памятную рощу «900 берёз». Берёзы высажены в память о каждом блокадном дне Ленинграда.  На стволы деревьев в память о погибших детях повязывают алые пионерские галстуки.

Памятный знак «Балтийские крылья»

 На шестом километре Дороги жизни в 1968 году установили памятный знак «Балтийские крылья». Памятный знак представляет собой вкопанный в землю хвост самолета с эмблемой по середине. На плите, расположенной рядом надпись: «Здесь, на этом поле в 1941 — 1943 годах был аэродром авиации Балтийского флота. Морские летчики в героической битве с врагом защищали город Ленина и Дорогу жизни».

Памятник полуторке

 На 10-ом километре находится самый молодой памятник Дороги жизни – бронзовая копия «Машины-солдата», выполнена в натуральную величину и установлена на Румболовской горе (открыт 27 января 2012 года).

О «полуторке» говорят, что это грузовик-фронтовик и машина-солдат, на тысячи «полуторок» легла основная нагрузка по всем перевозкам в обе стороны, и этот памятник посвящен именно блокадному грузовику и героизму их водителей, которые ценой собственной жизни спасали родной город.

Благодаря этому легкому и мощному автомобилю осуществляли перевозку ценных грузов и эвакуацию жителей из блокадного Ленинграда по сложной ледяной Дороге жизни через Ладогу.

Мемориал «Румболовская гора»

На перекрёстке 10-го километра Дороги жизни и Колтушского шоссе установлен мемориал, который так и называется – «Румболовская гора».

Композиционное решение памятника довольно выразительно и символично: большие, устремлённые ввысь листья лавра и дуба и желудь. Лавровые листья символизируют славу, дубовые – олицетворяют силу, а желудь выражает мысль о продолжении жизни. Рядом с памятником расположена стела с изображением грузовых машин, шедших по Дороге жизни в блокадный Ленинград, на стеле выбиты стихи Ольги Берггольц.

Участок Дороги жизни

 На 12-м километре Дороги жизни существует уцелевший участок настоящей дороги, по которой шли полуторки, по которой везли хлеб в голодающий город и на которой сегодня стоит памятный знак и плита с обращением к будущим поколениям.
У километрового столбика с указанием 12, можно свернуть на памятное место. Небольшой участок дороги вымощен булыжником, что дает представление об условиях перевозки — это тряская дорога, протяженностью 45 километров под взрывы бомб…

На этом участке расположены три указателя на высоких немного изогнутых плитах. По середине плита с лозунгом «Чем больше рейсов — тем быстрее победа над врагом». Недалеко от указателей, в поле стоит плита со стихотворными строками В.Н.Суслова.

Мемориал «Катюша»

 На 17 километре Дороги жизни у деревни Корнева, на месте где в 1941—1943 годах дислоцировались зенитные части, прикрывавшие Дорогу жизни, находится мемориал «Катюша». Мемориал представляет собой пять 14-метровых стальных балок, установленных на бетонном основании под углом к горизонту и символизирующих знаменитую реактивную установку.

Братское кладбище

 Между 30-м и 31-м километрами Дороги жизни, у деревни Ириновка находится Братское кладбище. Там захоронены и воины советской армии, защищавшие оккупированный город, и простые ленинградцы.

Вдоль шоссе А-128 протянулась стена из красного кирпича, на ней таблички с увековеченными на ней именами. По разным данным там захоронено около 500 человек.

Рядом с красной стеной точно также вытянулась мемориальная плита со стихами Михаила Исаковского: «Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись, могиле этой дорогой всем сердцем поклонись».

Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»

 На 40 км шоссе Дороги жизни, на берегу Ладожского озера близ деревни Коккорева расположен мемориальный комплекс «Разорванное кольцо».

Две железобетонные арки символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — «Дорогу жизни». На площадке под арками в бетоне — следы протектора машин. Рядом с мемориалом расположены два белых железобетонных шара, имитирующие прожекторные установки.

Рядом с памятником по одну сторону установлено зенитное орудие калибра 85 мм. По другую сторону — мемориальная плита со стихами Бронислава Кежуна.

9 мая 2015 в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне после реконструкции мемориала был зажжён Вечный огонь, доставленный сюда с Пискаревского мемориального кладбища.

Авторы идеи памятника: архитектор В. Г. Филиппов, скульптор К. М. Симун.

Константин Михайлович Симун умер 4 сентября 2019 года. По этой ссылке можно ознакомиться с интервью с выдающимся скульптором

Железнодорожная станция «Ладожское озеро»

Ещё несколько памятников, о которых необходимо упомянуть, установлены на железнодорожной станции «Ладожское озеро».

Рядом со зданием станции можно увидеть памятник, созданный из обломков затонувших кораблей, поднятых со дна Ладоги. Памятник кораблям Дороги жизни установлен в память о подвигах моряков Балтийского флота и кораблей, своим трудом спасших Ленинград.

Там же, на железнодорожной станции, установлен, памятный километровый столб «46/47 км» и паровоз работавший на Дороге жизни.

 Окончанием самостоятельной экскурсии по Дороге жизни может служить посещение филиала Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга — музея «Дорога жизни».

Адрес музея: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, п.ст. Ладожское Озеро, шоссе Дорога Жизни, №58

 Недалеко от музея вы сможете увидеть  Осиновецкий маяк. Маяк имеет высоту 70 метров, его лампы расположены на отметке 74 метра над уровнем озера. Осиновецкий маяк занимает 9-ю строчку в списке самых высоких «традиционных» маяков мира.

По какому озеру проходила Дорога жизни

Дорога жизни проходила по Ладожскому озеру. В навигационные периоды перевозки по Дороге жизни производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-западного речного пароходства, в ледостав — по ледовой дороге на автотранспорте, далее до Ленинграда по железной дороге и автотранспортом.

Единственным путем, по которому можно было доставлять грузы в Ленинград в больших объемах и эвакуировать людей из осажденного города, оказалось Ладожское озеро, юго-западное и юго-восточное побережья которого оставались в руках советских войск.

Высокие волны, вызываемые ветреной штормовой погодой, издавна делали озеро опасным для судоходства. С момента основания Санкт-Петербурга строились водные пути для его обхода при перевозке. Поэтому на берегах Ладоги не было ни пристаней, ни пирсов.

В сентябре и октябре 1941 года в ускоренном темпе были проведены работы по обустройству гаваней, углублению дна, строительству узкоколейных железнодорожных путей, складов, землянок.

С началом зимы и ледостава водная коммуникация перестала действовать. В этих условиях единственный выход из положения состоял в строительстве зимней дороги по льду Ладожского озера. Еще задолго до наступления зимы автодорожный отдел Управления тыла Ленинградского фронта, которому было поручено сооружение этой дороги, проделал совместно с учеными Гидрологического института большую подготовительную работу по изучению ледового режима Ладоги и проектированию трасс ледового пути.

Возможности ладожского льда как дорожного покрытия исследовала группа ученых физтеха во главе с Петром Кобеко. Физики определили, как деформировался ледовый покров на озере под влиянием статических нагрузок разной величины, какие колебания происходили в нем под влиянием ветра и изменений сгонно-нагонных уровней воды, рассчитали износ льда на трассах и условия его пролома.

Для автоматической записи колебаний льда ученый физтеха Наум Рейнов изобрел специальный прибор — прогибограф. Он мог регистрировать колебания льда на временном отрезке от 0,1 секунды до суток. С его помощью удалось определить причину, по которой в первые недели работы Дороги жизни ушли под лед около сотни грузовиков: проблема была в резонансе, который возникал при совпадении скорости автомобиля со скоростью ладожской волны подо льдом.

Дорогу прокладывали по принципу наименьших глубин — там лед прорывался реже. За первый месяц дорога переводилась четыре раза, а отдельные ее участки — еще чаще. Кроме того, трасса находилась под постоянным обстрелом и бомбежкой немецкой артиллерии и авиации, а суровый нрав Ладоги вносил дополнительные коррективы в работу.

Однако, не обращая внимания на тяжелую погодную обстановку, обстрелы и переутомление, водители старались за сутки совершить две поездки. Речь шла о жизни и смерти сотен тысяч людей. Чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть, шоферы при езде на трассе часто не закрывали двери.

На дороге работали несколько тысяч, а по некоторым данным, десятки тысяч человек. Кроме водителей и механиков, это и те, кто прокладывал путь и занимался разведкой льда, и регулировщики, которые отправляли колонны наиболее безопасными маршрутами. Каждый день они подвергали опасности свои жизни.

С января 1942 года движение по трассе стало более упорядоченным. Дорога представляла собой сложнейшее инженерное сооружение. Ее строители изготавливали дорожные знаки, строили базы, склады, обогревательные и медицинские пункты, мастерские, телефонные и телеграфные станции, пункты питания и технической помощи, приспосабливали разнообразные средства маскировки.

Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по Дороге жизни за весь период её действия, составило свыше 1 млн 615 тыс. тонн. За это же время из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек

Никто не знает, сколько людей погибло на Дороге жизни — от обстрелов или на тонком льду. Машины — легендарные «полуторки» ГАЗ — доставали со дна озера еще несколько десятилетий после окончания войны.

Подпишись на обновления
Полезные советы о том, как доехать до достопримечательностей Санкт-Петербурга и его пригородов, а также до интересных мест Ленинградской области
Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять