Вдоль Черноморского побережья к Сочи ведёт единственная дорога обозначенная на картах маркировкой Е97 и А147.
Индекс Е97 обозначает, что данная автодорога отнесена к европейскому маршруту имеющему протяженность 1360 км и соединяющего ни много ни мало Херсон и Ашкале (Турция). По понятным причинам не в Херсон не в Ашкале вы не доедете. Поэтому нам ближе будет индекс А147, который соответствует дороге от Джубги до границы с Абхазией.
Протяженность горного серпантина
На многих сайтах указано, что серпантин начинается именно от Джубги. На самом деле это не совсем так. Если говорить о горной дороге к Адлеру, Сочи, Дагомысу, Лазаревской и другим населенным пунктам Большого Сочи, то начинается она даже не от Джубги, а от Горячего Ключа.
Важно! Если кто-нибудь из читателей данного поста собирается на отдых в район Большого Сочи, помните, что останавливаться на ночевку возле горных рек — опасно! Обычно туристы выбирают для места отдыха устье рек. В Сочи летом часто бывает резкое поднятие воды в реках. Причем поднятие воды происходит очень быстро и если это случается в ночное время, укрыться от ненастья очень трудно. Потоки воды несут с собой много мусора, течение в этот момент очень сильное, в таких условиях даже человек с хорошей подготовкой пловца не всегда сможет спастись. Я долгое время жил на Черноморском побережье и за это время несколько раз видел такие наводнения. Они действительно иногда происходят очень неожиданно. К сожалению, в них гибнут люди. И чаще всего это именно туристы ночующие возле рек в палатках или машинах. Маленькая река в которой воды по колено за 5-10 минут может стать бурлящим горным потоком с сильным течением, справиться с которым невозможно.
При поездке на машине с Северо-западной или Центральной частей России, ехать вы будете по трассе М-4 «Дон». Примерно за 240 км до Сочи на вашем пути будет город Горячий Ключ и если вы едете в светлое время суток, то на подъезде к этому городу будет видно как впереди появляются горы.
Это ещё далеко не серпантин. Хотя комфорт вождения машины начнет потихоньку уменьшаться. Первым предвестником того, что за вашим окном начинает меняться ландшафт, будет уменьшение количества полос дороги и снижение средней скорости движения.
По теме: отзыв о моей поездке в мае 2022 года на машине в Сочи
Если до Горячего Ключа дорога замечательная и имеет по две полосы в каждую сторону, то после этого населенного пункта трасса сужается, начинают появляться подъемы и спуски (чувствоваться они будут не сильно), обгон автомобилей становится уже более затруднительным.
Примерно через 40 километров после Горячего Ключа вы подымитесь на самую высокую точку трассы М4 — перевал Хребтовый. Подъем со стороны Горячего Ключа достаточно спокойный и ровный, спуск уже более крутой с большим количеством поворотов (данный спуск с перевала в сторону Джубги может дать небольшое представление о том серпантине, который будет ждать вас после Туапсе). Но спуск непродолжительный, проезжаешь его достаточно просто. После данного перевала дорога вполне хорошая, ехать можно быстро и без напряга.
По этой дороге вы доедете до съезда с М4. Трасса М-4 «Дон» пойдет в сторону Новороссийска, а если вам нужно в Сочи (Лазаревскую, Лоо, Дагомыс, Адлер или до границы с Абхазией) то поворачивайте на А147. Через пару километров вы доедете до Джубги.
За Джубгой дорога пойдет вдоль Черноморского побережья. До Новомихайловского трасса будет относительно ровная и удобная для обгонов.
От Новомихайловского начнется подъем в гору и серпантин.
Спустившись с перевала к Ольгинке, вы ещё 20 км до Агоя проедете без особых поворотов и подъемов. А вот после Агоя начнется серпантин и будет он все 130 километров до самого Сочи. Где-то он будет меньше, где-то больше. Но характер трассы от Агоя будет примерно одинаковый: подъемы, спуски, резкие повороты, трудности обгона.
Скорость на этом отрезке вашего пути до Сочи резко упадет и оставшиеся километры до места отдыха ехать можно достаточно долго. Это нужно учитывать при планировании поездки.
Дорога с горным серпантином будет идти до Сочи, но начиная с объездной вокруг Сочи и до самой границы с Абхазией дорога становится ровной, с туннелями и с двумя полосами в каждую сторону.
Это интересно: можно ли проехать по М4 бесплатно? Сколько стоит проезд по платникам от Москвы до Сочи?
Когда лучше проезжать горный участок дороги до Сочи
Сложно давать данный совет, так как у каждого водителя свои особенности. Я уже давно проезжаю весь горный участок поздно вечером.
Обычно я выезжаю из Сочи после девяти-десяти часов вечера по следующим причинам:
- нет пробок;
- не так жарко (летом мне даже с кондиционером ехать не комфортно);
- не укачивает детей, так как они спят.
Меня серпантин не утомляет, мне даже нравится по нему ехать. А вот утомляют меня автомобильные пробки, которые возникают в населенных пунктах. Светофоры, нерегулируемые переходы по которым переходят многочисленные туристы идущее на море или обратно образуют пробки. Кроме того, так как дорога однополосная, любой светофор, ремонт дороги или авария вызывает километровые заторы. В ночное время завязнуть в пробке шансов значительно меньше.
Хотя в последнюю мою весеннюю поездку к морю на Новомихайловском перевале перевернулся бензовоз, из-за которого перекрыли движение по трассе. И не смотря на то что была глубокая ночь да и машин с туристами едущих к морю было еще очень мало, затор был такой, что я поехал через Шаумяновский перевал. Это еще мне повезло, я после Краснодара включил навигатор благодаря которому узнал об этом происшествии и заранее смог уйти на альтернативный Джубге проезд к Сочи.
А от Сочи до Абхазии есть серпантин?
От Сочи до Адлера и от Адлера до границы с Абхазией идёт отличная дорога. Серпантина на ней нет, так как она идёт по эстакаде. Но нужно принимать вов внимание, что в Адлере можно встать в большую пробку.
По самой Абхазии до Сухума дорога тоже боле-менее в плане серпантина. Его там фактически нет. Дороги горные, но не такие запарные как между Туапсе и Сочи.