В Мурманск на машине зимой

В Мурманск на машине Автопутешествия

Желание побывать в Мурманске появилась давно. И вот, наконец, появилась такая возможность. Время для посещения выбрали с 3 по 6 января.

Так как ехали с детьми, то хотелось показать им вещи связанные с севером:

1. Северное сияние;
  2. Полярную ночь;
  3. Оленей;
  4. Лаек или хасок.

Оленей и ездовых собак я искал через интернет. Нашел достаточно быстро, но немного.
Собак и оленей можно было посмотреть в  Хаски-парке «Лесная Елань» (www.vk.com/huskypark), а оленей без собак можно было увидеть в саамской деревне «Самь-Сыйт» (www.lovozero51.ru).  Проблема была только в одном, когда я связался с организаторами экскурсий (где-то числа 20 декабря), в Хаски-парке и саамской деревне свободных мест на экскурсию уже не было. Причем не было мест не только на те даты, которые мне подходили, а были раскуплены билеты на все зимние каникулы. Поэтому не повторяйте моих ошибок, если появится желание попасть в вышеуказанные места, бронируйте места заранее.

А вот найти иные места с оленями и собаками оказалось достаточно сложно. В основном все предложения в интернете касались только экскурсий по самому Мурманску. Те же поездки, которые предлагались загород (которых было очень мало) оленей не предусматривали. На конец, потратив несколько дней я нашел что хотел. В одном из экскурсионных бюро мне предложили поездку на весь день в район Ловозера. В ходе поездки предусматривалось катание на оленьих упряжках. Так как вариантов больше не было, я оплатил стоимость экскурсии. Оплатить пришлось сразу в полном объеме. На двоих взрослых и двоих детей стоимость составила 7900 руб. В стоимость доставка до места не входила, потому что мы решили доехать до Ловозера на своей машине. О самой экскурсии я расскажу позже.

Дорога в Мурманск.

Выехали мы из Питера в 2 января в 6 часов утра. Машин по дороге было очень мало и если бы не сильнейший снегопад, который начался после Синявино и продолжался где-то до Кисельни, дорога была бы легка и непринужденна. Первая остановка была на АЗС на подъезде к Приозерску. Позавтракав, мы отправились дальше. Описывать саму дорого не буду, в интеренте достаточно много отзывов о трассе между Санкт-Петербургом и Мурманском. Мне же в целом дорога понравилась. Машин мало, трафик фур достаточно низкий. Качество трассы хорошее, в некоторых местах идеальное. Были участки дороги, которые хотелось бы получше, но таких было мало. Заправок не очень много, но в целом хватает. Я заправлялся на ТНК и один раз на Statoil в Кандалакше. До места назначения в Мурманске доехали к двенадцати часам ночи. Дорога заняла 18 часов, то это с учетом спокойной езды и остановками.

Северное сияние.

Северное сияние увидеть очень хотелось, но надежд на это было мало. Мы планировали пробыть в Мурманске три дня, а северное сияние явно бывает не каждый день. Но нам очень повезло, мы его все-таки увидели. Причем это произошло на подъезде к Мурманску. Проехав Оленегорск, а это где-то было в одиннадцать вечера, я обратил внимание на полосу на ночном небе. Первое время я даже не понял, что это то природное явление, которое мы очень хотели увидеть. Постепенно северное сияние разгоралось больше и больше. Минут через пятнадцать уже не было никаких сомнений, что это сияние.

Зрелище завораживающее. Увидев как переливается ночное небо я понял, почему не видео не фото не может передать всего того что ощущаешь стоя в полной тишине в мороз, окруженный ночным лесом, конца которого не видно, и смотря на огромные всполохи на звездном небе. Любая, даже самая лучшая фотография северного сияния будет сродни просмотру фильма наполненного спецэффектами не в современном кинотеатре, а на маленьком, черно-белом телевизоре.

Проживание.

Жильё в Мурманске подобрали достаточно быстро. Критериев поиска проживание было не много – наличие завтрака в гостинице. В итоге решили остановиться на отеле Азимут. Гостиница очень понравилась, хороший вид из окна, интернет и отличный завтрак по качеству не уступающий хорошим гостиницам Финляндии. Если верить тому, что написано в Интернете, то здание этой гостиницы самое высокое за Полярным кругом.

Гостиница Азимут Мурманск. Самое высокое здание за Полярным кругом

Полярная ночь.

Белые ночи я вижу каждый год, так как живу в Питере, а вот полярную ночь увидел первый раз в эту поездку. Ожидал, что будет темнее, но в начале января уже достаточно светло. Правда, солнце не вставало, а световой день состоял из двух частей: долгий восход и долгий закат. Третья, основная часть – сам день отсутствовал.

Что посмотреть в Мурманске

В Мурманск я приехал на два дня. На второй день у меня была запланирована поездка в Ловозеро, а в первый день я выделил на осмотр достопримечательностей самого Мурманска. К посещению интересных мест города я не готовился, информацию о достопримечательностях не искал. Поэтому после завтрака в гостинице мы вышли без подготовленного плана и пошли просто прогуляться по прилегающим к гостинице улицам.

Через какое-то время нам это надоело, к тому же было достаточно холодно. Из окна нашей гостиницы был виден атомный ледокол «Ленин», и я знал, что в настоящее время на судне организован музей, поэтому мы решили туда сходить.

Атомный ледокол "Ленин"
Атомный ледокол «Ленин»

Перейдя возле железнодорожного вокзала пути, мы достаточно быстро дошли до ледокола. Подойдя ближе, оказалось, что в музей стояла большая очередь. Но так как других вариантов времяпровождения я не знал, пришлось стоять в очереди. Хочу сразу предупредить тех, кто решит посетить музей на атомном ледоколе «Ленин» зимой, в очереди приходится стоять на улице, а в мороз с детьми это достаточно сложно. В тот день, когда там был я, температура воздуха опустилась до -25. На улице стояли около 40 минут.

Очередь на экскурсию

По ледоколу организованы экскурсии, и надо сказать, достаточно интересные. В ходе экскурсии вы побываете в различных частях судна, от кают-компании и капитанского мостика до машинного отделения и ядерного реактора (который, конечно же, демонтирован).

Экскурсия в столовой атомного ледокола "Ленин"
Экскурсия в столовой атомного ледокола «Ленин»

Главное одевайтесь потеплее, чтобы не замерзнуть в очереди!

Поездка в Ловозеро

Как я уже писал выше, цель поездки в Мурманск был не только сам город, но и возможность хоть немного посмотреть северную природу и по возможности показать детям хасок или оленей. В связи с тем, что готовится к поездке я начал только в конце декабря, забронировать билеты в Хаски-парк «Лесная Елань» или в саамскую деревню «Самь-Сыйт» не представлялось возможным (как мне сказали по телефону, все билеты на новогодние праздники распроданы организованным туристическим группам). Потратив достаточно много времени, я, наконец, натолкнулся на сайт одной из туристических компаний Мурманска предлагающей организованную поездку в село Ловозеро, расположенное в непосредственной близости от озера с одноименным названием.

В программу поездки под названием «Снежный отрыв» входило посещение лагеря, расположенного рядом с горой Вавнбед, с которой можно было скатиться на санках. Далее был обещан национальный обед в чуме у костра. После обеда: саамский футбол, русская игра «лапта» на снежном поле, перетягивание каната и т.п. Также планировались прогулки на оленьих упряжках. Так как программа меня устраивала, да и других предложений я не нашел, я произвел оплату за данную поездку.

И вот, на второй день пребывания в Мурманске мы в 8.00 подъехали к офису турфирмы. При покупке экскурсии была возможность выбора: ехать на собственном автомобиле или на экскурсионном автобусе. Так как мы приехали в Мурманск на машине, то и до Ловозера решили ехать на ней. Расстояние было не маленькое – около 180 километров.

Выехав в 8 утра к 11 мы приехали на место. Народу в группе было не очень много, не больше 15 человек.

Организаторы поездки позаботились о теплой одежде, всем желающим дали возможность надеть толстые оранжевые комбинезоны и теплые валенки. Как потом выяснилось, это было совершенно не зря.

Переодевшись, минут через пятнадцать мы двинулись дальше, но теперь уже не на машинах, а на санях, прицепленных к снегоходам. Поездка на снегоходах до лагеря заняла минут двадцать. На улице было -25 и я уже тогда понял, что мой отказ от ветронепродуваемого комбинезона был большой ошибкой.

Доехав до места назначения, удалось погреться вот в таком чуме.

Чум

Надо отметить, что этот чум на ближайшие пять часов был единственным строением, в котором за счет горевшего в нем костра, было хоть чуть-чуть тепло.

Послушав в чуме сказки местных народов, которые рассказал гид, все дружно отправилась на гору Вавнбед. Перед подъемом раздали санки, на которых можно было скатиться с горы.

Подъем был достаточно долгим, но тем был интересней спуск с горы.

Потом был обед (уха и картошка с олениной).

Развлечения, от которых все замерзли окончательно.

Но в целом было весело.

Потом нас отвезли на снегоходах к оленям. Покататься на них не получилось, так как один олень убежал, и его никак не могли поймать.

После посещения оленей окончательно стемнело, и нас повезли в село к машинам. Выехав из Ловозера в шестом часу вечера к девяти мы вернулись в Мурманск.

В целом поездка в Ловозеро мне понравилась. Было холодно, но интересно. Если у вас есть желание побывать на природе зимой, то такой вариант отдыха вам подойдет.